Народный театр «Зурбаган» из Бийска отметил своё 30-летие
20.12.2021
9 декабря заслуженному коллективу Алтайского края народному театру «Зурбаган» исполнилось 30 лет. Накануне юбилея мы встретились с его основателем и бессменным руководителем Лилией Кирьяковой, которая вместе с коллективом в эти дни готовилась к фестивалю любительских театров «Театральный BOOM» в Горно-Алтайске. Фестиваль на сцене Национального театра Республики Алтай «Зурбаган» закрыл показательным спектаклем «Сказка для Золушки», который весной удостоился диплома 1-й степени на Международном конкурсе «Роза ветров».
Предъюбилейный сезон «Зурбагана», где занимаются школьники, студенты и взрослые в возрасте от 16 до 72 лет, выдался насыщенным и плодотворным. Так, помимо новогодней сказки коллектив, работающий во Дворце культуры и спорта БОЗ, создал в этом году постановку «Живая история» – четыре мини-спектакля в стилях итальянского уличного театра масок, английского театра времён Шекспира, русского крепостного театра и Камерного театра Александра Таирова. Сыгранная во Всемирный день театра, она стала настоящим гимном сценическому искусству и носила иммерсивный характер: прямо по ходу действия зрители могли выразить одобрение артистам, бросая им под ноги искусственные розы.
А в апреле состоялась долгожданная премьера спектакля «Гамлет. Попытка прочтения», созданного Лилией Кирьковой и актёром Бийского драмтеатра Владимиром Крыловым, её учеником и помощником. В мае коллектив наградили за него дипломом 3-й степени на Международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звёзды» в Новосибирске. С ним же «Зурбаган» съездил в Барнаул на первые с начала пандемии гастроли.
– Лилия Витальевна, самым маленьким участникам «Зурбагана» первого «созыва» сегодня уже за сорок. Сколько всего людей прошло через народный театр за эти тридцать лет?
– Даже не знаю: сотни две точно, а может, и больше. Многие занимались несколько месяцев, ушли, потом встречают порой на улице: «Вы меня не помните?» Иногда и не помню даже... Но это особенность любительского театра – он нестабильный: ты вырастил труппу, поработал с ней, раз – и трети труппы нет!
– Как возник театр? Что произошло 9 декабря 1991 года?
– Была премьера спектакля «Червонный валет» по Марине Цветаевой... В 1988 году я окончила институт культуры в Барнауле, год проработала актрисой в краевом ТЮЗе (сегодня это Молодёжный театр Алтая. – Прим. авт.), вышла замуж, вернулась домой в Бийск и устроилась режиссёром в Дом культуры котельщиков – ставила праздничные мероприятия. Довольно скоро ушла в декрет. Но потом случилась трагедия: умерла режиссёр, которая вела детский театральный кружок при ДК, и меня вызвали в декабре из декрета – попросили доделать новогоднюю сказку, которую она не успела закончить. Это был не мой коллектив, но спектакль мы сделали... Проходит год – к Новому году снова нужно делать сказку, и я тогда подумала: что же, одними школьными сказками заниматься? Кроме того, захотелось создать вокруг себя такое сообщество друзей и единомышленников, в котором я не была бы в духовном вакууме. И начали появляться люди, стала набираться труппа. Костяк ребят был из педколледжа, с худграфа. Я даже привела в ДК брата. У меня была пьеса Марины Цветаевой, и я предложила – а давайте сделаем! И вот на премьере 9 декабря 1991-го и родился наш театр.
– Вопрос, который вам, наверное, уже надоел: а почему «Зурбаган»?
– Я всегда обожала Александра Грина, прочитала его вдоль и поперёк, даже дочку назвала Ассоль. А раз дочь – Ассоль, театр – «Зурбаган»! (Смеётся.)
– Сколько спектаклей вы сделали за это время?
– Вы знаете, я не веду учёт: творчество, как бабочку, булавкой не приколешь. Но у нас как минимум две премьеры в год. В ДК котельщиков мы проработали десять лет, пока его не закрыли. Там мои ребята самостоятельно сделали постановку «Аусвайс на небо» – это пластический спектакль на музыку «Агаты Кристи» и «Наутилуса Помпилиуса» про то, как можно порвать человеческую душу и как важно её беречь. Был очень интересный спектакль «Выпускной из детства» – про один день подростка на улице, про то, что с ним происходит. Наверное, это вообще моя магистральная тема – взросление человеческой души... А потом в один прекрасный день нам велели освободить помещение за неделю. Мы сгрузили костюмы и декорации на «КамАЗ» и перекочевали в подвал клуба железнодорожников, потом в клуб льнокомбината. Это было довольно тяжёлое для нас время. Но 15–16 лет назад мы обрели дом в ДК олеумного завода, и здесь начался самый яркий период жизни театра. Именно здесь мы в 2017-м защитились на звание заслуженного коллектива.
Для начала сделали «Кровавую свадьбу» по Гарсия-Лорке, и она сразу же выиграла один из фестивалей. Пожалуй, это наш первый большой, серьёзный спектакль в этих стенах. Значимым и интересным стал спектакль «Завтра была война» по Борису Васильеву, который мы играли несколько лет. Потом, пожалуй, самый яркий спектакль – по Сэмюэлю Беккету «Сны наяву». С ним мы поехали в Санкт-Петербург на международный фестиваль «Театр начинается...» и получили серебряную медаль. Был спектакль «Заводи», с которым мы «порвали» Барнаул, – это та же «Кровавая свадьба» по Лорке, но сыгранная без слов: там всё выражалось движением, пластикой и музыкой. Мы сделали классный спектакль «Женитьба Фигаро», который восстанавливали потом несколько раз, ведь ребята подрастают, и им хочется сыграть в тех постановках, которые они видели совсем детьми. Но мизансцены я никогда не повторяю! Также знаковые для нас спектакли – «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Джунгли. Алгоритм выживания» по мотивам Киплинга. Это история про то, как вырастить человека и как остаться человеком, – тоже моя вечная тема. А самый «титулованный», наверное, спектакль – «Сад» по роману Маркеса «Сто лет одиночества». Он тоже без слов. С «Садом» и «Джунглями» мы становились абсолютными победителями международных фестивалей в Новосибирске...
– Что самое сложное в вашей работе?
– Создать коллектив, ансамбль. А его нужно создавать на каждый спектакль. В «Джунглях» артисты должны быть одной стаей, с едва различимой индивидуальностью, в «Гамлете» – единым «механизмом», но при этом оставаться личностями. А «Ромео и Джульетту» мы репетировали так: сегодня приходят только Монтекки, а завтра – только Капулетти, а что там у них происходит на репетициях – секрет. Мы специально друг от друга прятались. Было очень интересно!
– Зачем ребята приходят в народный театр? Что это им даёт?
– Мне кажется, они приходят не только за общением, хотя и за ним тоже, а за миром, где бы их поняли. Они приходят, примеряют его на себя и говорят: «О, это мне нравится! Я хочу здесь быть». То есть мы создаём определённую атмосферу, определённый, не побоюсь этого слова, менталитет. Мы ведь не просто театр – мы друзья. Они приходят ко мне домой, мы разговариваем, вместе ходим на фильмы и спектакли, читаем одни книги, слушаем одну музыку... Считаю, мне очень повезло в жизни: я занимаюсь любимой работой, а мне за это ещё и деньги платят.
– Наверное, это риторический вопрос, но возможно ли настоящее искусство в провинции или только – «в Москву, в Москву!»?
– Конечно! У искусства нет адреса, оно и в деревне возможно. Я видела чудесные спектакли и в Усть-Калманке, и в Ребрихе. Искусство – энергетический поток, который может быть организован неважно где, главное – чтобы оно было кем-то востребовано, ведь это всегда диалог. Актёры – люди, которые прорываются сквозь ткань времени в новое измерение, только надо, чтобы посыл изначально был светлый. Поэтому мне и больно чернушные спектакли смотреть, когда прорыв идёт в плохое измерение: кругом и так много грязи...
Лилия Кирьякова считает: любительские театры идеально подходят для того, чтобы заниматься творческими экспериментами, обкатывать новые сценические идеи. А прямо сейчас зурбагановцы репетируют камерную пьесу «Фантазии Фарятьева». Примечательно, что роль матери сестёр-героинь сыграет сама Лилия Витальевна, выйдя на сцену в качестве актрисы спустя много лет. Но называться спектакль будет «Космос между нами».
– А почему «Космос...»?
– Потому, что каждый человек – это космос, только мы не всегда готовы это увидеть и понять.
Источник: https://nb22.ru/gorod/narodnyj-teatr-zurbagan-iz-bijska-otmetil-svoyo-30-letie.html